Сочетанное применение высокоинтенсивного сфокусированного ультразвукового и фракционного со2-лазерного воздействий в коррекции возрастных изменений кожи

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования: разработать и оценить применение сочетанного воздействия высокоинтенсивного микросфокусированного ультразвука и фракционного абляционного СО2-лазера на низких параметрах в одну процедуру.

Материал и методы. Под наблюдением находилось 78 женщин в возрасте 47–55 лет. Пациенты получили процедуру сфокусированного ультразвукового воздействия на область лица (протокол Amplifay, 800 линий) по рекомендованным параметрам энергии с целью коррекции возрастных изменений кожи на аппарате Ulthera system (РУ ФСЗ 2010/06662 от 18.08.2011 г., действует бессрочно), в виде монотерапии или сочетанно с абляционным фракционным лазерным воздействием на лицо на аппарате Cosmopulse-2. Было выделено две группы в зависимости от метода исследования.

Результаты исследования. Сочетание сфокусированного ультразвукового воздействия и фракционного СО2-лазера оказывало положительное влияние на показатель дерматологического индекса качества жизни и результаты лечения были достоверно лучше, чем при моновоздействии сфокусированного ультразвука, как в ранние, так и в отдаленные сроки. Коэффициент ультразвуковой плотности дермы в основной группе достоверно выше, чем при применении моноварианта применения сфокусированного ультразвука, что свидетельствует о более выраженном коллагеногенезе, а показатель толщины дермы, отражающий состояние внутридермального отека, в исследуемые сроки в основной группе значительно меньше, чем в контрольной. Это дает основание рекомендовать данное сочетание процедур, оказывающее синергичное воздействие на эстетический профиль пациента и в то же время значительно уменьшающее и облегчающее восстановительный период, способствующее быстрому уменьшению локального отека и явлений нейропатии.

Вывод. Применение сочетания сфокусированного ультразвукового воздействия и фракционного СО2-лазера на низких параметрах не только потенцирует положительное действие на кожу, улучшая эстетический профиль пациента, но и значительно сокращает восстановительный период, способствует быстрому уменьшению локального отека и явлений нейропатии.

Полный текст

АКТУАЛЬНОСТЬ

В последнее десятилетие появился широкий спектр современных аппаратных методик, применяющихся с целью коррекции возрастных изменений кожи. Для более выраженного и длительного эффекта все чаще используются сочетания различных аппаратных технологий с целью потенцирования общего эффекта, что одновременно увеличивает риск появления нежелательных явлений. Поиск и обоснование оптимальных эффективных сочетаний, с одной стороны, оказывающих синергичное воздействие на эстетический профиль пациента, а с другой ― минимизирующих восстановительный период, является одной из актуальных проблем в области эффективности сочетанных методик, а также профилактики нежелательных явлений современной аппаратной косметологии.

Один из часто применяемых в косметологии аппаратных методов ― интенсивный сфокусированный ультразвук. Процедура проводится однократно и имеет длительный эффект последействия. При этом происходит воздействие микросфокусированным ультразвуком различными датчиками с частотой от 4 до 10 мГц на разную глубину: от 4,5 до 1,5 мм. При кратковременном дозированном нагревании до 60–70°С происходит выраженная стимуляция неоколлагенеза в результате чего наблюдается уплотнение SMAS (мышечно-апоневротического) уровня дермы, улучшение тонуса кожи и сглаживание возрастных проявлений в виде складок и морщин [1, 2]. Протоколы проведения процедур отличаются количеством точек коагуляции. В среднем на область лица применяется около 20 000 точек коагуляции (рекомендуемый и наиболее часто применяемый протокол ― 800 линий). Однако в литературе встречаются описания различных нежелательных явлений при применении данного метода [3]. Также замечено, что у большинства пациентов после проведенного высокоинтенсивного ультразвукового воздействия наблюдается выраженный нейропатический синдром и отек области воздействия разной степени выраженности, длительно сопровождающий постпроцедурный период и значительно ухудшающий качество жизни. По статистическим данным, cобранным на основании опросов пациентов, наблюдавшихся в нашей клинике, продолжительность восстановительного периода в среднем составляет 22–23 дня. Больные жалуются на длительные жгучие боли в области воздействия, на пара-, гипо-, гипер- или анестезию, в основе которой лежит ишемия нервной ткани, вызванная отеком и воспалением кожи в области воздействия высоких температур при проведении локального воздействия интенсивным фокусированным ультразвуком. Чаще всего вышеуказанные симптомы беспокоят в субментальной, щечной и лобной областях. Для уменьшения выраженности проявлений нейропатии применяются различные физиотерапевтические методы, такие как лекарственный электрофорез, магнитотерапия, ультратонотерапия, местная дарсонвализация [4, 5]. Все описанные методы направлены на улучшение микроциркуляции и уменьшении явлений локального отека в области пораженной кожи.

Одним из методов, также усиливающих коллагеногенез и ускоряющих тканевые процессы, значительно сглаживающий возрастные проявления кожи, является применение фракционного аблятивного СО2-лазера. Метод имеет огромный спектр показаний, от которых зависит степень воздействия на кожу. Например, при применении более низких параметров (мощность ― до 10 Вт, Puls Duration ― до 1000 us, putch-1, режим ― random) восстановительный период проходит быстрее, при этом значительно улучшается эстетический профиль пациента, сглаживаются возрастные изменения кожи и улучшается ее тургор [6–8].

При сочетании сфокусированного высокоинтенсивного ультразвукового воздействия и абляционного фракционного СО2-лазерного воздействия на низких параметрах в течение одной процедуры пациенты отмечают менее выраженные проявления пара- и гиперанестезии области воздействия, проходящие в короткий срок. Это наблюдение легло в основу исследования группы пациентов, которым выполнялась процедура сочетанного высокоинтенсивного сфокусированного ультразвукового воздействия и фракционного абляционного СО2-лазера.

Цель исследования: разработать и оценить применение сочетанного воздействия высокоинтенсивного микросфокусированного ультразвука и фракционного абляционного СО2-лазера на низких параметрах в одну процедуру.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Под нашим наблюдением находилось 78 женщин в возрасте 47–55 лет. Пациенты получили на область лица процедуру сфокусированного ультразвукового воздействия (протокол Amplifay, 800 линий) по рекомендованным параметрам энергии с целью коррекции возрастных изменений кожи на аппарате Ulthera system (Ulthera Inc., США; рег. уд. № ФСЗ 2010/06662 от 18.08.2011, бессрочно) в моноварианте или в сочетании с абляционным фракционным лазерным воздействием на аппарате Cosmopulse-2 (CMI, Южная Корея; рег. уд. № ФСЗ 2010/08465 от 01.12.2010, бессрочно).

Все пациенты имели деформационный или смешанный тип старения, предъявляли жалобы на снижение тургора кожи лица и проходили лечение с целью коррекции возрастных изменений кожи (код L57.4) и наблюдение в «Клинике эстетической медицины». Пациенты были разделены на две группы. Распределение проводилось методом простой рандомизации. Все пациенты после процедуры использовали локально мазь Бепантен (5% декспантенол) 2 раза в день в течение 14 дней.

1-я группа — контрольная (n = 39), пациенты получили процедуру сфокусированного ультразвукового воздействия на область лица (протокол Amplifay, 800 линий) по рекомендованным параметрам энергии с целью коррекции возрастных изменений кожи на аппарате Ulthera system. Пациенты основной группы получали только процедуру сфокусированного ультразвукового воздействия на аппарате Ulthera system (США) датчиками 4–4,5 (энергия 0,9 Дж) и 7–3,0 (энергия 0,3 Дж), всего 800 линий.

2-я группа ― основная (n = 39), пациенты получили процедуру сфокусированного ультразвукового воздействия на область лица (протокол Amplifay, 800 линий) по рекомендованным параметрам энергии с целью коррекции возрастных изменений кожи на аппарате Ulthera system и затем сразу же (в одну процедуру) дополнительно получили фракционное СО2-лазерное воздействие на лицо на аппарате Cosmopuls-2.

Пациенты контрольной группы помимо сфокусированного интенсивного ультразвука получили фракционное абляционное СО2-лазерное воздействие на аппарате Cosmopuls-2 на следующих параметрах: мощность ― 8 Вт, длительность импульса (Puls Duration) ― 800 us, расстояние между фракциямии (putch) ― 1 мм, режим ― random, световое пятно 1 × 1 см) в одну процедуру.

Процедуры переносились хорошо, дополнительная анестезия не требовалась.

Для объективной оценки состояния больных и их динамики были проведены следующие исследования:

1) определение состояния дермы в подбородочной области на основании ультразвукового исследования на аппарате DUB датчиком 33 МГц;

2) оценка общего состояния пациенток по шкале дерматологического индекса качества жизни (ДИКЖ) в интервале от 0 до 30.

Пациентки обследовались на следующий день, через 15 дней и 1 мес после проведения процедуры высокоинтенсивного сфокусированного ультразвукового воздействия в моноварианте или в сочетании с фракционным абляционным СО2-лазером.

Все статистические расчеты выполнены с помощью программы Statistica for Windows 10 (Statsoft, США).

РЕЗУЛЬТАТЫ

При осмотре всех пациенток до проведения процедур обращали внимание на состояние кожных покровов и тургор кожи.

На следующие сутки после проведенного сфокусированного высокоинтенсивного ультразвукового воздействия 80% пациентов предъявляли жалобы не только на локальную гипо-, гипер-, пара- или анестезию, болезненность при прикосновении к коже лица, но и локальный отек в месте воздействия (преимущественно в поднижнечелюстной области), длящиеся в среднем 22 дня.

Пациенты после фракционного абляционного СО2-лазерного воздействия на низких параметрах отмечали ощущение «шероховатости» и стянутости кожи, которые смягчались мазью Бепантен (5% декспантенол). После восстановления целостности кожных покровов (в среднем через 6–7 дней после процедуры) никаких ощущений пациентами отмечено не было.

В основной группе при сочетании в одной процедуре вышеуказанных методик жалобы на парастезию, ане-, гипер- или гипостезию, отек и болезненность при прикосновении к коже лица оценивались как менее выраженные и сохранялись в среднем 10 дней после процедуры.

Оценка эффективности лечения проводилась с использованием адаптированных ДИКЖ, опросник пациентов заполнялся на контрольных визитах (1-й, 15-й, 30-й день после процедуры). Сочетание сфокусированного ультразвукового воздействия и фракционного СО2-лазера оказывало положительное влияние на изучаемый показатель ДИКЖ. Это свидетельствует о значительном сокращении восстановительного периода в основной группе как на 15-й день после проведенных процедур (показатель ДИКЖ в основной группе в 2 раза меньше, чем в контрольной), так и через 1 мес после проведенной процедур (показатель ДИКЖ в основной группе в 3,1 раза меньше, чем в контрольной), что говорит о выраженном положительном результате сочетанного применения фракционного СО2-лазера и высокоинтенсивного микросфокусированного ультразвукового воздействия, как в ближайший, так и в отдаленный исследовательский период (табл. 1).

Таблица 1

Динамика дерматологического индекса качества жизни у пациенток в основной и контрольных группах

Сроки измерения после интенсивного сфокусированного ультразвукового воздействия

1-я группа, контрольная, n = 39

2-я группа, основная, n = 39

Через 1 сут

16,8 ± 1,4

17,1 ± 1,5

Через 15 сут

12,1 ± 1,2*

6,1 ± 0,7*#

Через 1 мес

3,4 ± 0,2*

1,1 ± 0,2*#

Примечание: * — р < 0,05 — достоверность различий в группе в динамике по сравнению с первыми сутками; # — р < 0,05 — достоверность различий аналогичных показателей между группами.

Таблица 2

Данные ультразвукового сканирования кожи на 1-й, 15-й и 30-й день в основной и контрольных группах (М ± m)

Параметр

Контрольная группа, n = 39

Основная группа, n = 26

1-й день

15-й день

30-й день

1-й день

15-й день

30-й день

Толщина дермы, мкм

1919 ± 54

1430 ± 35*

1341 ± 35*

1928 ± 36*

1309 ± 47*

1214 ± 52*

Коэффициент ультразвуковой плотности дермы, %

1,03 ± 0,13

1,13 ± 0,11*

1,16 ± 0,12*

1,04 ± 0,12

1,17 ± 0,12*

1,27 ± 0,09*

Примечание: * — р < 0,05 — достоверность различий в группе в динамике по сравнению с первыми сутками.

Кроме того, оценивалась толщина дермы и коэффициент ультразвуковой плотноти дермы.

По данным ультразвукового исследования датчиком 33 МГц и оценки явлений внутридермального отека, показатель толщины дермы в подбородочной области в контрольной группе на 15-й день после проведенной процедуры уменьшился лишь на 25,46%, в основной — на 33,5%, а через 1 мес в контрольной группе после проведенной процедуры уменьшился на 30,1 ± 4,4%, а в основной группе — на 37,01 ± 5,9%.

Коэффициент ультразвуковой плотности также изменился: на 15-й день увеличился на 10% в контрольной группе и на 12,5% в основной группе, а на 30-й день на 13% и 22,5% в соответствующей группе (табл. 2).

Данные ультразвукового исследования кожи показали, что при сочетенном применении сфокусированного интенсивного ультразвука и фракционного СО2-лазера на 15-й и 30-й день после проведенного лечения наблюдается более быстрое уменьшение толщины дермы, что может косвенно свидетельствовать о более быстром уменьшении показателя внутридермального отека по сравнению с контрольной группой (табл. 2). Коэффициент ультразвуковой плотности дермы в основной группе по сравнению с контрольной на 30-й день после лечения значительно более выражен, что может свидетельствовать о более выраженном коллагеногенезе. Это дает основание рекомендовать данное сочетание процедур, с одной стороны, оказывающее синергичное воздействие на эстетический профиль пациента, а с другой — уменьшающее и облегчающее восстановительный период.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что применение в сочетании сфокусированного ультразвукового воздействия и фракционного СО2-лазера на низких параметрах не только потенцировало положительное воздействие на кожу, улучшая эстетический профиль пациента, но и значительно сокращало восстановительный период, способствовало более быстрому уменьшению локального отека и явлений нейропатии, а также позволяло получить более стойкий клинический результат, чем моновариант применения сфокусированного ультразвука. Следует также учесть возможность разработки реабилитационных мероприятий для ускоренного нивелирования внешних проявлений воздействия сфокусированного интенсивного ультразвука и фракционного СО2-лазера.

×

Об авторах

Ирина Павловна Аксененко

Клиника эстетической медицины

Автор, ответственный за переписку.
Email: i.aksenenko@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-3602-594X
SPIN-код: 8172-4573
Россия, Москва

Список литературы

  1. Дьяченко Ю.Ю. Cфокусированный ультразвук для неинвазивного лифтинга на уровне SMAS: механизм действия, показания, противопоказания, результаты (стр. 32) (статья по материалам доклада автора, получившего II место на конкурсе докладов молодых ученых им. Игоря Данищука (XII Международный конгресс по эстетической медицине им. Евгения Лапутина, 2012, Москва)) // Вестник эстетической медицины. 2012. Т. 11. № 3. С. 32-37.
  2. Павленко Т.Я. Коррекция возрастных изменений лица при помощи микросфокусированного ультразвука на аппарате Ulthera system // Метаморфозы. 2017. № 19. С. 60-62.
  3. Бухарова А.П. SMAS-лифтинг с использованием сфокусированного ультразвука. Осложнения и их коррекции. Аппаратная косметология. 2016. № 3. С. 88-92.
  4. Марченкова Л.А., Бадалов Н.Г., Герасименко М.Ю., Мартынова Е.В. Современные возможности и перспективы физиотерапевтических и бальнеологических методов в лечении и реабилитации пациентов с диабетической нейропатией // Физиотерапия, бальнеология и реабилитация. 2016. Т. 15. № 6. С. 322-327. doi: 10.18821/1681-3456-2016-15-6-322-327
  5. Круглова Л.С., Котенко К.В., Корчажкина Н.Б., Турбовская С.Н. Физиотерапия в дерматологии. М., 2016. С. 31-40.
  6. Пригнано Ф., Риччери Ф., Бонан П., Каннароццо Дж., Камполми П. Индукция апоптоза клеток при применении фракционного лазера // Вестник эстетической медицины. 2014. Т. 13. № 1. С. 62-68.
  7. Карпова Е.И., Демина О.М., Гузь Е.В., Данищук О.И. Патогенетические механизмы применения фракционного СО2 лазера в дерматологии // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Естественные и технические науки. 2018. № 2. С. 82-86.
  8. Петров А. Эффективность фракционного СО2-лазера для омоложения кожи // Аппаратная косметология. 2017. № 1. С. 44-50.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ООО "Эко-Вектор", 2019



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 86508 от 11.12.2023
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ЭЛ № ФС 77 - 80650 от 15.03.2021
г.



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах